1
Clanart (Seine)
101, Rue Condorcet
16-го мая 1932 г.
Глубокоуважаемый Георгий Петрович,
Обращаюсь к Вам со следующей просьбой: 26-го в четверг мой доклад – Искусство при свете Совести (основу которого Вы уже знаете через Эйснера)1. Не согласились ли бы выступить в качестве собеседника? Мне думается – тема интересная, и возразить: вернее отозваться – будет на что.
Очень благодарна буду Вам за скорый ответ.
М. Цветаева
Краткое содержание доклада на днях появится в Последних Новостях2.
2
Clamart (Seine)
101, Rue Condorcet
26-го (?) ноября 1932 г.
достоверно – понедельник1
Милый Георгий Петрович,
Оказывается – муж может достать мне только Новый Мир а этого мало, чтобы дать пастернаков фон2. В Тургеневской Библиотеке я не записана3. Так что обращусь к Вам с просьбой: достать что можете. Чем больше достанете – тем живее будет вещь (о стихах можно писать только на примерах, т. е. возможно меньше говоря, возможно больше давая говорить).
Моя дочь часто бывает в городе, напишите когда и куда ей зайти, – а м. б. проще переслать, вернее пересылать по мере поступления – по почте? Книг задерживать не буду, тут же выпишу что нужно и верну – Вам.
Очень хотелось бы побольше материалу, но я здесь совершенно беспомощна, могу только написать.
Прилагаемые стихи передайте жене, ей может быть будет приятно Узнать (вспомнить) и такого Макса, а может быть – и ту меня, которую она – наверное единственный человек в Париже, если не шире, и к моему глубокому удивлению – хочется сказать: еще застала4. («Мальчиком, бегущим резво – я предстала вам»5 позовите меня в гости (как-нибудь вечером) и я вам обоим почитаю – и стихи той поры и теперешние.)
До свидания. Спасибо, что вспомнили.
Очень буду ждать книг.
МЦ.
Про съезд думаю и с ответом не задержу6.
3
<14-го декабря 1932 г.>1
Милый Георгий Петрович,
Ответьте мне по возможности сразу: могу ли я вместо Пастернака написать Маяковского, либо сопоставить Маяковского и Пастернака: лирику и эпос наших дней?
Все равно ничего исчерпывающего об остальных не могу дать, их много, книг мало, ненавижу безответственность2. Когда в точности дать статью? (Последний срок) – Будут те же 8 страниц3.
Жду ответа. Сердечный привет Вам и Вашим.
МЦ.
4
<16-го декабря 1932 г.>1
Милый Георгий Петрович,
Ваша книга наконец обнаружилась – запропала в дебрях при переезде – Маяковский, и Аля ее нынче же доставит в библиотеку, сказав, что Ваша. Если будет штраф, выплачу из гонорара, только скажите – сколько.
– Хорошо бы на Петре, т. е. на чудном Пастернаке, всячески выгодно, но есть, страницы за две, еще место, на к<отор>ом можно прервать2.
Спасибо за все и простите за Маяковского, о нем не пекитесь, нынче же будет возвращен.
МЦ.
Четверг.
5
Clamart (Seine)
101, Rue Condorcet
16-го декабря 1932 г.
Милый Георгий Петрович,
Еще вопрос, даже – запрос. С моим докладом на Съезде Православной Культуры1 не безнадежно, и вот почему: у меня есть начатая вещь: Две Совести (совесть перед вещью и совесть перед Богом: – хорошо сделано! и что сделано?) которую мне нужно было бы Вам показать, вернее – из к<отор>ой почитать, ибо это, пока, непроходимый черновик2. Если бы Вы нашли, что это подходит (думаю – да), я бы, тотчас же после сдачи Вам статьи для Нового Града, принялась бы за нее и сделала бы что могла.
Но – важный вопрос – выступление бесплатно? Ведь мне бы пришлось работать полных две недели, т. е. в это время не делать ничего для заработка, а как ни плохо оплачиваются самые случайные переводы – они все-таки что-то дают.
Нельзя ли было бы выяснить этот вопрос заранее?
Если же Вы заранее знаете, что безнадежно – или неудобно – что все выступают даром и т. д. – то и выяснять не надо.
Во всяком случае мне бы надо Вам вещь – в черновом виде – показать, м. б. и не пригодится. Не совсем приятно также, что все эти ученые господа с радостью будут рвать меня на части, здесь отбиться я навряд ли смогу, – у них цитаты, а у меня только живые примеры, почти – бытовые примеры.
Хотите встретимся на будущей неделе? Не соберетесь ли Вы в Кламар (в любой день от 4 ч., но непременно предупредив заранее), тогда обо всем рассудим. Книжку Аля обменяла, мне абонемент очень послужит для статьи. Сердечный привет Вам и Вашим.
МЦ.
<Приписка на первом листе:>
М. б. удастся переехать до 15-го января, так как новая кв<артира> пустая3.
6
Clamart (Seine)
101, Rue Condorcet
20-го декабря 1932 г.
Милый Георгий Петрович,
Не поможите ли Вы и Елена Николаевна мне в распространении билетов на мой вечер 29-го – Детских и юношеских стихов – ТЕРМОВЫЙ вечер, роковой, ибо кроме терма еще переезд!1
Цена билета 10 фр<анков>, посылаю три, четвертый вам обоим, дружеский.
Сделайте, что можете! И еще – не знаете ли Вы случайно, что с «писательским балом»? Будет ли и есть ли надежды? Боюсь пропустить срок прошению, а неловко просить, не зная, будет ли «бал»2. Из-за полной нищеты нигде не бываю и никого не вижу. – Статья пишется и будет готова к 1-му.
Сердечный привет вам всем.
МЦ.
P. S. Вчера писала Рудневу с просьбой дать мне 100 фр<анков> авансу за конец «Искусства при свете совести» в январской книге3, – уже получила корректуру. Не могли бы Вы, милый Георгий Петрович, попросить о том же Фундаминского?4 Идут праздники – уже на ноги наступают – а нам не то что нечего дать на чай, сами без чаю и без всего.
– Если можете! –
Федотов Георгий Петрович (1886–1951) – публицист, историк, автор книг по православному богословию, один из редакторов журнала «Новый град» (1931–1939).
Впервые – Новый журнал. 1961. № 63. С. 164–172. Публикуются по тексту републикации Дж. Малмстада – ЛО. 1990. № 7. С. 107–112.
1
1 В предисловии к первой публикации писем Цветаевой жена адресата Елена Николаевна Федотова (урожденная Нечаева; ум. в 1966 г.) писала: «Г. П. Федотов был издавна большим поклонником поэзии Марины Цветаевой. Помню, с каким восторгом он читал ее «Поэму Горы». Но лично познакомился он с Цветаевой довольно поздно. Вероятно, посредником был наш общий приятель, пражский поэт Алексей Эйснер <…> Думаю, что рассказы Эйснера о чтении у нас «Крысолова» и о восторге Г. П. Федотова послужили поводом для первого письма Марины Ивановны с просьбой принять участие в прениях по ее докладу «Искусство в свете совести» (Новый журнал. 1961. № 63. С. 162).
Программу вечера 26 мая 1932 г. и состав его участников см. комментарий 1 к письму 98 к С. Н. Андрониковой-Гальперн. Об Эйснере – комментарий 4 к письму 43 к А. А. Тесковой (т. 6).
2 «Последние новости» публиковали краткое содержание доклада 22 и 25 мая.
2
1 Исходя из утверждения Цветаевой, письмо следует датировать 28 ноября 1932 г., так как на этот день в 1932 г. приходился понедельник.
2 Здесь и в следующих письмах речь идет о статье «Эпос и лирика современной России (Владимир Маяковский и Борис Пастернак)», напечатанной в журнале «Новый град» (1932 г., № 6, 7). См. т. 5.
Как видно из письма, сначала Цветаева предполагала писать об одном Б. Пастернаке, затем изменила свои намерения и решила либо дать анализ творчества Маяковского, либо сопоставить двух поэтов (см. письмо 3). …только Новый Мир – в 1931–1932 гг. в журнале регулярно печатались стихи Б. Пастернака из его нового сборника «Второе рождение».
3 Русская общественная библиотека имени И. С. Тургенева в Париже (9, rue du Val de Grace), основана И. С. Тургеневым в 1875 г., среди многочисленных русских библиотек Парижа в годы эмиграции занимала первое место по общему количеству книг и их ценности.
4 В Бахметьевском архиве Колумбийского университета в фонде Г. П. Федотова хранится беловой автограф стихотворения М. Цветаевой «Над вороным утесом» (из цикла «Ici-Haut»), датированный 28 октября 1932 г. (т. 2). Сведениями о факте знакомства Е. Н. Федотовой с Волошиным в России мы не располагаем.
5 Первая строка стихотворения М. Цветаевой без названия (1913). См. т. 1.
6 См. комментарий 1 к письму 5.
3
1 Датировано на основании пометки Г. П. Федотова (ЛО. 1990. № 7. С. 108).
2 Видимо, Г. П. Федотов сначала предложил Цветаевой написать статью русских советских поэтах, однако она не сочла себя достаточно компетентной в этих вопросах.
3 Окончательный объем статьи оказался значительно больше. (См. комментарий 2 к предыдущему письму и т. 5.)
4
1 Датировано на основании пометки Г. П. Федотова (там же. С. 109). Однако, если верить приписке Цветаевой «четверг», письмо было написано 15 декабря (именно на этот день в 1932 г. пришелся четверг).
2 Так как статья «Эпос и лирика современной России» печаталась в двух номерах журнала, то Цветаева предлагает провести деление ее на отрывке («О, как он велик был!..») из стихотворения Б. Пастернака «Петербург» (1915).
5
1 Речь идет об очередном (III) съезде, который устраивался Лигой Православной культуры. Сведений, что Цветаева участвовала в подобных съездах, не обнаружено.
2 Работа, по-видимому, осталась незавершенной. См. также статью Ю. П. Клюкина «Искусство при свете Совести» Марины Цветаевой»//Цветаева М. Искусство при свете Совести. М.: Дом Марины Цветаевой, 1993. С. 6–7.
3 См. письмо 7.
6
1 О вечере 29 декабря 1932 г. см. комментарий 2 к письму 102 к С. Н. Андрониковой-Гальперн.
2 См. комментарий 2 к письму к Б. К. и В. А. Зайцевым, а также письмо 1 к В. Ф. Зеелеру и письмо 1 к Б. К. Зайцеву.
3 «Современные записки» с окончанием статьи Цветаевой (№ 51) вышли в последних числах февраля 1933 г.
4 Фондаминский был редактором журнала «Новый град». См. комментарий 6 к письму 17 к В. Н. Буниной.