Детство. — Любовь. — Только тени. МОСКВА, — 1910
[Посвящение.]
Посвящаю эту книгу блестящей
памяти Марии Башкирцевой.
ВСТРЕЧА.
Вечерний дым над городом возник, Куда-то вдаль покорно шли вагоны, Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны, В одном из окон полудетский лик. На веках тень. Подобием короны С той девушкой у темного окна Но почему была она печальной? 3 |
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. Т. 1. N.–Y., 1980. C. 3.
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1990. C. 39.
Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. М., 1994. C. 52.
КОММЕНТАРИЙ
1
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. [1980–1990]. Т. 1. Стихотворения 1908—1916 / Сост. и подгот. текста А. Сумеркина. Предисл. И. Бродского. Коммент. А. Сумеркина и В. Швейцер. N.–Y., 1980–1990.
Посвящение. Среди увлечений юной Цветаевой особое место занимает Мария Башкирцева (1860—1884), рано умершая русская художница и мемуаристка, жившая в Париже. Цветаева зачитывалась ее «Дневником» и даже вступила в переписку с ее матерью (АЦВ, 359). См. также письмо Цветаевой В. Розанову от 7 марта 1914 г.: «…Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумной любовью. Я целые два года жила тоской о ней. Она для меня так же жива, как я сама» (НП, 22). Свою третью книгу Цветаева предполагала озаглавить «Мария Башкирцева».
Встреча. По настроению стихотворение перекликается с воспоминаниями о гибели Нади Иловайской, одной из героинь цветаевской новеллы «Дом у Старого Пимена» (ИП-2, 238).
АЦВ — Анастасия Цветаева. Воспоминания. Изд. второе, дополненное. М., «Советский писатель», 1974. НП — М. Цветаева. Неизданные письма. Под общей ред. проф. Г. Струве и Н. Струве. Париж, ИМКА-Пресс, 1972. ИП2 — М. Цветаева. Избранная проза в двух томах. Сост. и подготовка текста А. Сумеркина. Т. 2. Н. Й., «Руссика», 1979.
2
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. Е. Б. Коркиной. Л., 1990.
1. ВА. Сонет-посвящение обращен к образу Марии Башкирцевой. Башкирцева Мария Константиновна (1860—1884) — русская художница, автор знаменитого «Дневника» («Journal de Marie Bashkirtseff». 1887; рус. изд. 1893 г.), раскрывающего внутренний мир богато одаренной артистической натуры.
ВА — Цветаева М. Вечерний альбом. М., 1910.
3
Цветаева М. И. Книги стихов / Сост., комм., статья Т. А. Горьковой. М., 2004.
С. 7. Встреча. Мария Башкирцева. – Башкирцева Мария Константиновна (1860—1884) — художница, автор «Дневника» (Париж, 1887; рус. пер. СПб., 1892), вызвавшего бурные противоречивые отзывы. Н. Михайловский подверг книгу резкой критике, Л. Толстой отмечал искусственность дневника, А. П. Чехов называл его «чепухой». Однако многие, как, например, В. Брюсов, приняли книгу. Он записал в своем дневнике: «Это я сам, со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами» (Дневник. М., 1925. С. 5). В «Дневнике» М. Башкирцева давала «не столько автопортрет, сколько анатомию своей натуры — очень отважной, извлекающей из глубины души все или почти все, что лежит на самом дне. Этим обнажением до дна она привлекает и отталкивает, может быть, отталкивая больше, чем привлекая, – лишь когда абсолютность смерти начинает явственно проступать за словами, а потом резко обрывает напряженную нить повествования, глубокая грусть овладевает нами, ставшими, по ее желанию, свидетелями некой счастливой и трагической судьбы» (Дневник Марии Башкирцевой. Избранные страницы / Сост., подгот. текста и вступ. статья А. Е. Басманова. С. 7). Видимо, эти качества дневника вызвали интерес М. Цветаевой, ее юношеское увлечение М. Башкирцевой было весьма продолжительным и глубоким. Кроме книги «Вечерний альбом» (1910), Цветаева посвятила ей стихотворение «Он приблизился, крылатый…» (1912), которым открыла книгу «Юношеские стихи», а также предполагала выпустить сборник «Мария Башкирцева» (см. об этом в статье). Анемона – цветок семейства лютиковых.
4
Библиография: Марина Цветаева. =Bibliographie des œuvres de Marina Tsvetaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993.
Встреча (Вечерний дым над городом возник…) |
1, 1 ; 30, I, 1 ; 55, I, 1 ; 56, 1 ; 91, 8a ; 261, 1 ; 262, 1 ; |
Стр. 604
1 — ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ. Стихи. Детство – Любовь – Только тени. – Москва, Тов. тип. А. И. Мамонтова, 1910, 225 р.
Id. — Paris, LEV, 1980, 238 p.
Id. — Москва, Книга, 1988, 232 р. (Réimpr.)
Стр. 21
30
—
СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ: В 5-ти томах. — New York, Russian Publishers Inc., 1980-1983, t. 1-4 [Vol. 5 en preparation.].
Стр. 87
55 — СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОЭМ И ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 3-х ТОМАХ. Вступительная статья
А. А. Саакянц. Составление и подготовка текста А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. Том I. Стихотворения и поэмы 1910-1920. — Москва, Прометей, 1990, 655 р.
Стр. 250
56 —СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ. Вступительная статья, составление и подготовка текста и примечания
Е. Б. Коркиной. —Ленинград, Советский писатель, 1990, 800 р. (Библиотека поэта. Большая серия.)
Стр. 267
91 — BRIEFE AN BACHRACH UND AUSGEWAHLTE GEDICHTE. Ausgewaählt und übertragen von Irmgard Wille. Herausgegeben von
Siegfried Heinrichs. — Berlin, Oberbaum Verlag GmbH, 1989, 305 p.
Стр. 319
261 — РУССКИЙ СОНЕТ. Сонеты русских поэтов XVIII – начала ХХ века. Сост. Б. Романов. — Москва, Советская Россия, 1983, 512 р
.
262
— РУССКИЙ СОНЕТ. XVIII – начала ХХ века. Сост. В. С. Совалин и Л. О. Великанова. — Москва, Московский рабочий, 1983, 557 р.
(Однотомники классической литературы)
Стр. 438
278 — ПЛЕЯДЫ. Сонеты русских поэтов. Сост. Л. В. Осипов. — Ставрополь, книжное изд-во, 1986, 222 р.
Стр. 442
337
— СОНЕТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. Русский сонет конца ХIХ – начала ХХ века. Сост. О. Н. Федотов. — Москва, Правда, 1990, 768 р.
Стр. 458
540
— НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО. Ежедневная газета, 1910 —. — New York, gr. fol.
33 — 20 avr. 1980, n° 25145, p. 5.
Стр. 515
Trad. 91, 8 Begegnung
(
Dunst legt sich auf die Stadt…
)
5
Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология—поэтика—идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
Среди литературных имен, упоминаемых в письмах Цветаевой 1908–1910 годов, имени Башкирцевой нет. Да и в самих стихах «Вечернего альбома» <…> следов Башкирцевой не найти. Исключение составляет открывающий сборник сонет «Встреча», своим положением вне разделов структурно примыкающий к посвящению <…>. Посвящение далее «подтверждается» структурой сборника, имитирующей дневник: три раздела — «Детство», «Любовь», «Только тени» — задают ту рамку, в которую Цветаева помещает свое «автобиографическое повествование». <…> В воспоминаниях сестры Цветаевой первое упоминание имени Башкирцевой относится к началу 1910 года <…>. Весной того же года, согласно этим воспоминаниям, происходит знакомство сестер Цветаевых с художником Леви, знавшим когда-то Башкирцеву в Париже. <…> Все происходившее в жизни отдельного человека может, оказывается, быть достойным внимания человечества: «…это всегда интересно — жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой рисовки» 2. <…> сонет «Встреча» о таинственной связи между нею и автором знаменитого «Дневника» должен был объяснить не избранность, а предначертанность такого пути.
2 Дневник Марии Башкирцевой. СПб., 1894. С. 6.
6
«ВСТРЕЧА» открывает первую книгу Цветаевой «Вечерний альбом» и составляет вместе с посвятительной надписью раздел «Посвящение» (название раздела указано только в «Содержании»). Посвятительная надпись, помимо основной функции, выполняет и роль эпиграфа к стихотворению, раскрывая личность второй участницы изображенной встречи — Марии Башкирцевой. Цветаева ни разу его не перепечатывала, поэтому его публикация отдельно от посвятительной надписи есть в каком-то степени редакторское насилие.
Таким образом, верна интерпретация Е. Б. Коркиной (комм. 1), но и замечание А. Сумеркина (комм. 2) не лишено смысла в плане обобщающих возможностей текста. Это тем более справедливо, что «Встреча» предваряет весь сборник, в котором важное место занимает тема преждевременной смерти. И. Д. Шевеленко (комм. 4) предположительно датирует его 1910 годом. Оно написано 5-стопным ямбом и имеет редкую у Цветаевой форму сонета (см. также «Die stille Strasse…» <sic!> из того же сборника и «Как жгучая отточенная лесть…», 1915). Это своего рода демонстрация мастерства. Использована нетрадиционная рифмовка катренов (aBBa BaaB cDc Dee), которая нередко встречается у К. Д. Бальмонта. См.: Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993. С. 211.
Анемона — анемон, ветреница, подснежник.
Орфографические допущения. Не воспроизводятся буквы, отсутствующие в современном алфавите (ѣ , ѳ, i, ъ в соответствующих позициях). Не соблюдаются устаревшие нормы написания падежных окончаний (темнаго).
Р. Войтехович