Марина Цветаева. Вечерний альбом. Стихи.
Детство. — Любовь. — Только тени. МОСКВА, — 1910.
ДЕТСТВО.
II.
В ЗАЛЕ.
Над миром вечерних видений 8 Мы цепи таинственной звенья, 9 |
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. Т. 1. N.–Y., 1980. C. 4.
Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. М., 1994. C. 11–12. (16+12 строк.)
КОММЕНТАРИЙ
1
Марина Цветаева в критике современников. В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость / Сост. Л. А. Мнухина; коммент. Л. А. Мнухина, Е. В. Толкачевой. М., 2003.
М. Шагинян. Литературный дневник. М. Цветаева.
Я сказала, что лучшая часть книги – цикл «Детство». С некоторыми, конечно, исключениями. Есть стихи весьма слабые, неинтересные ни в ритмическом, ни в образном смысле и совершенно пустые по содержанию. Они только «милы», той миловидностью, которой подчас отличаются разговоры талантливых людей, – но воспроизводить их и делать известными публике вряд ли нужно. Таково второе в книге стихотворение «Лесное царство», напечатанное разве что за последний довольно красивый куплет. Таковы «В зале», «В сумерках», «Летом», «Второе путеществие» и т.д. В каждом из них есть удачные строки, иногда удачная рифма, – но в целом они придают книге юношеский характер, будучи совершенно бесценными наряду с прочими стихотворениями.
Стр. 32
Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1911. №259. 3 октября. С. 2.
2
Библиография: Марина Цветаева. =Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993.
В зале | 1, 3 ; 29, I, 1 ; 30, I, 3 ; 31, 1 ; 40, 1; 45, 1 ; 47, 1 ; 48, 1 ; 49, 1 ; 55, I, 3 ; 329, 1 ; 330, 1. |
Стр. 597
1 — ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ. Стихи. Детство – Любовь – Только тени. – Москва, Тов. тип. А. И. Мамонтова, 1910, 225 р.
Id. — Paris, LEV, 1980, 238 p.
Id. — Москва, Книга, 1988, 232 р. (Réimpr.)
Стр. 21
29 — СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Вступительная статья Вс. Рождественского. Сост. и комментарий Анны Саакянц. – Москва, Художественная литература, 1980, 575 + 543 р..
Id.– 1984.
Id. СТИХОТВОРЕНИЯ. – Ашхабад, Туркменистан, 1986, 390 р. [Том 1, no 1 — 475]
Id. ПРОЗА. – Кишенев, Лумина, 1986, 544 р. [Том 2.]
Id. ПОЭЗИЯ. – Кишенев, Лумина, 1988, 575 р. [Том 1.]
Id. – Минск, Народная асвета, 1988.
Id. СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ. – Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1989, 480 р. [Том 1.]
30 — СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ: В 5-ти томах. — New York, Russian Publishers Inc., 1980-1983, t. 1-4 [Vol. 5 en preparation.].
Стр. 87
31 — СТИХОТВОРЕНИЯ. Составление Вяч. Баширова. — Казань, Татарское книжное издательство, 1983, 272 р.
Стр. 114
40 — СТИХОТВОРЕНИЯ. Вступ. статьи А. Твардовского, К. Паустовского, П. Антокольского. Сост. Н. Захарчук. — Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 1988, 398 р.
Стр. 159
45 — ПОКЛОНИСЬ МОСКВЕ. Поэзия. Проза. Дневники. Письма. Вступительная статья, составление и примечания А. Саакянц. – Москва, Московский рабочий, 1989, 528 р.
Стр. 188
47 — ЧЕРЕЗ СОТНИ РАЗЪЕДИНЯЮЩИХ ЛЕТ… Комментарии А. А. Саакянц. — Свердловск, Издательство Уральского университета, 1989, 416 р.
Стр. 200
48 — СТИХОТВОРЕНИЯ. — Мурманск, Мурманское книжное издательство, 1989, 400 р.
Стр. 210
49 — В ПЕВУЧЕМ ГРАДЕ МОЕМ. Стихотворения. Пьеса. Роман в письмах. Составление К. Смородина. Послесловие А. Саакянц. — Саранск, Мордовское книжное издательство, 1989, 288 р.
Стр. 222
55 — СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОЭМ И ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 3-х ТОМАХ. Вступительная статья А. А. Саакянц. Составление и подготовка текста А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. Том I. Стихотворения и поэмы 1910-1920. — Москва, Прометей, 1990, 655 р.
Стр. 250
329 — СОВРЕМЕННИКИ. Стихи. И. Анненский, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Цветаева. Сост. Е. А. Подшивалова. — Ижевск, Удмуртия, 1989, 448 р.
Стр. 452
330 — ЦАРИЦЫ МУЗ. Русские поэтессы XIX – начала ХХ вв. Сост., автор вступительной статьи и комментарии В. В. Ученова. — Москва, Современник, 1989, 448 р.
Стр. 456
3
Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология—поэтика—идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
Причудливое смешение революционной и символистской лексики при описании детско-романтических переживаний тут явно неумышленно. У него, впрочем, может быть вполне определенное историко-литературное объяснение: в те годы, когда Цветаева становится читателем символистской поэзии, эта поэзия получает сильнейшую «прививку» социально-политической тематики, связанную с периодом первой русской революции. Как и большинство подростков, Цветаева переживает увлечение революцией, которое, как мы видели, и в 1908 году для нее еще по-своему актуально. Чтение революционной поэзии является необходимой составляющей этого увлечения, и, возможно, даже такой запрещенный цензурой сборник, как «Песни мстителя» (1907) Бальмонта, попадает в руки Цветаевой. В нем, во всяком случае, есть стихотворение под названием «Темным».
Стр. 39
4
«В ЗАЛЕ» – второе стихотворение раздела «Детство» «Вечернего альбома». Оно имеет мемуарный характер: две сестры укутаны маминой шалью, значит мать еще жива и девочки маленькие. Сцена относится к периоду не позднее 1902 г. Место действия – зала в родительском доме: «В зале – рояль и два зеркала между окон на улицу». См.: Цветаева А. И. Воспоминания. Изд. 5-е. М., 2002. С. 47. В тексте своеобразно преломляются символистские мотивы, парадоксальным образом оформляющие описание наивного взгляда на мир, которому, как и «посвященным», доступно особое «знание», недоступное большинству (здесь взрослым): Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они! . Использован 3-стопный амфибрахий перекрестной рифмовки жмжм (классический образец – «Средь шумного бала, случайно…» А. К. Толстого).
Орфографические допущения. Не воспроизводятся буквы, отсутствующие в современном алфавите (ѣ, ѳ, i, ъ в соответствующих позициях). Не соблюдаются устаревшие нормы написания падежных окончаний (длинныя).
Р. Войтехович