Детство. — Любовь. — Только тени. МОСКВА, — 1910.
ДЕТСТВО.
IV.
ЖЕРТВАМ ШКОЛЬНЫХ СУМЕРОК.
Милые, ранние веточки, 11 Или предчувствие гроз, — 12 |
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. Т. 1. N.–Y., 1980. C. 6.
Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. М., 1994. C. 18–19. (4+20 строк.)
КОММЕНТАРИЙ
1
Марина Цветаева в критике современников. В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость / Сост. Л. А. Мнухина; коммент. Л. А. Мнухина, Е. В. Толкачевой. М., 2003.
М. Волошин. Женская поэзия* [* Марина Цветаева. Вечерний альбом. – Прим. авт.]
Это ранние «жертвы школьных сумерок», дети-самоубийцы: «Милые, ранние веточки, гордость и счастье земли, деточки, грустные деточки, о, почему вы ушли?.. Смерти довериться, смелые, что вас заставило, что?»
Стр. 25
Утро России (Москва). 1910. № 323, 11 декабря. С. 6.
2
Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. [1980–1990]. Т. 1. Стихотворения 1908—1916 / Сост. и подгот. текста А. Сумеркина. Предисл. И. Бродского. Коммент. А. Сумеркина и В. Швейцер. N.–Y., 1980–1990.
Жертвам школьных сумерок. Судя по упоминанию в АЦВ, 271, стихотворение написано не позднее зимы 1907–1908 гг.
А. Сумеркин, стр. 280.
АЦВ — Анастасия Цветаева. Воспоминания. Изд. второе, дополненное. М., «Советский писатель», 1974.
3
Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология—поэтика—идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
Несколько стихотворений «Вечернего альбома» были посвящены и теме самоубийства (том числе и собственного), которое трактовалось как добровольный уход в лучшую жизнь из несовершенной земной жизни. <…> Следует иметь в виду, что эти стихи писались в эпоху эпидемии самоубийств, охватившей русское общество после поражения революции 1905–1907 годов. Сообщения о самоубийствах и предсмертные записки самоубийц печатались в газетах. Стихотворение «Жертвам школьных сумерок» из «Вечернего альбома» – отклик на одну из таких газетных корреспонденций.
Стр. 77.
4
Библиография: Марина Цветаева. =Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993.
Жертвам школьных сумерок | 1, 5 ; 30, I, 5 ; 45, 2 ; 55, I, 5 |
Стр. 615
1 — ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ. Стихи. Детство – Любовь – Только тени. – Москва, Тов. тип. А. И. Мамонтова, 1910, 225 р.
Id. — Paris, LEV, 1980, 238 p.
Id. — Москва, Книга, 1988, 232 р. (Réimpr.)
Стр. 21
30 — СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ: В 5-ти томах. — New York, Russian Publishers Inc., 1980-1983, t. 1-4 [Vol. 5 en preparation.].
Стр. 87
45 — ПОКЛОНИСЬ МОСКВЕ. Поэзия. Проза. Дневники. Письма. Вступительная статья, составление и примечания А. Саакянц. – Москва, Московский рабочий, 1989, 528 р.
Стр. 188
55 — СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОЭМ И ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 3-х ТОМАХ. Вступительная статья А. А. Саакянц. Составление и подготовка текста А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. Том I. Стихотворения и поэмы 1910-1920. — Москва, Прометей, 1990, 655 р.
Стр. 250
5
«ЖЕРТВАМ ШКОЛЬНЫХ СУМЕРОК» – четвертое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома». Это эпитафия на смерть гимназистов-самоубийц. А. Сумеркин (комм. 2) ссылается на следующее место мемуаров А. И. Цветаевой: «Шла зима, вторая без мамы. <…> Мы любили наших учителей – серьезную, внимательную к нам Л. А. Воскресенскую (преподавала нам русский); веселого увлеченного и увлекавшего нас географией С. Г. Григорьева. Но ближе всех подошла к нам вскоре его сменившая Елена Николаевна Орловская. Мы чувствовали ее причастность к революционным настроениям. Простота и ласка ее обращения – волнует, точно она, глядя на нас, думает: “Вырастите и к тому же придете! Больше идти некуда…” И мы, с тревогой и доверием в ответ, чувствовали себя чем-то вроде ее подруг, сообщниц. <…> Я читала Елене Николаевне стихи Марины “Жертвам школьных сумерок”, так мною любимые.
К моим субботам, к рассказам о Елене Николаевне Марина отнеслась с полным сочувствием, интересовалась, расспрашивала». См.: Цветаева А. И. Воспоминания. Изд. 5-е. М., 2002. С. 265–266. Таким образом, связь с пореволюционной депрессией, охватившей русское общество, на которую указывает И. Д. Шевеленко (комм. 3), косвенно подтверждается. Ясные намеки содержатся и в самом стихотворении. Текст делится на две равные части: в первых трех четверостишиях (графически они не выделены) восхваляются и оплакиваются дети-самоубийцы, о которых пишут газеты, дважды задается вопрос о смысле этого поступка. Во второй части высказываются предположительные ответы, восхваляется смерть на заре и прогнозируется борьба за свет, исход которой пока неясен. Открытый финал косвенно призывает к действию.
Текст написан «эзоповым языком» и тематизирует мотив тайны. Смерть гимназистов – загадка, неуслышанный стон. Она смущает думы заветные (тайные, запретные, дорогие). Смысл их «послания» в том, что если вечно будет темно, остается лишь умереть. Но школа не длится вечно, поэтому прилагательное школьные в названии вставлено для отвода глаз (правильнее было бы «Школьникам-жертвам сумерек»). Жертвы – устойчивый символ революционной поэзии, метонимия. Имеется в виду не пассивная роль жертвы, а активное самопожертвование: они доверились смерти, они – смелые. Продолжением той же жертвы и отчасти ее следствием будет пирующий, бурно-могучий костер (метафора революции). Вероятно, предполагается, что жертва должна возбудить месть.
Сложный эпитет бурно-могучий встречается вообще редко, а применительно к костру, вероятно, больше нигде. Он напоминает былинный эпитет «сильно-могучий» (о богатырях и т.п.). Деточки – сторонники «света», «огня», зари (метафора ранней поры, горения), противники сумерок, «тьмы» (метафора реакционных сил). Веточки – перифраз выражения «младая поросль». Гордость и счастье земли — перифраз выражения «соль земли» (лучшие представители своего народа, человечества). Деточки – литота, речь идет о подростках. 3-стопный дактиль перекрестной рифмовки дмдм и стилистика (обилие прилагательных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, риторические вопросы, обращенные к безмолвным собеседникам) напоминает стихотворение «Тучи» (1840) М.Ю.Лермонтова («Тучки небесные…»).
Сумерок – устаревшая, но допустимая форма написания слова сумерки в родительном падеже. Нормативная форма –«сумерек».
Орфографические допущения. Не воспроизводятся буквы, отсутствующие в современном алфавите (ѣ, ѳ, i, ъ в соответствующих позициях). Не соблюдаются устаревшие нормы написания падежных окончаний (ранния, грустныя, заветныя, онемелыя, смелыя), дефиса (сколько то; жажда-ль).
Р. Войтехович